Петр Павленский. Больной эксгибиционист выдает себя за художника

Петр Павленский. Больной эксгибиционист выдает себя за художника

Профессиональный провокатор — ошибка Франции

Наверняка многие помнят эту картинку — голый мужчина, сидящий в нелепой позе. Он прибил свою мошонку между фрагментами брусчатки Красной площади и тем самым «выражает социальный протест».

Речь идет о профессиональном провокаторе Петре Павленском. По многим акциям (особенно поздним, «французским») видно, что они имеют заказной и коммерческий характер, что в свою очередь совершенно не отменяет тягу «художника» к эксгибиционизму.

Петр Павленский родился в Ленинграде 08.03.1984 г. После получения среднего образования поступил в Санкт-Петербургскую промышленно-художественную академию имени Штиглица (знаменитая «Муха»), где обучался по классу монументальной живописи.

Первый свои «работы» представил в центре современного искусства «Факел». Инсталляция «Человеческий ресурс», с которой он начал свои «показы», носила очевидно издевательское, антиобщественное содержание.


В мае 2012 г. в том же «Факеле» (интересно, что это центр, который работает при администрации Фрунзенского района) была представлена новая «работа» Павленского: фотографии ветеранов Великой Отечественной устилали пол в помещении, и все желающие могли топтать их ногами.


В том же году на средства польского правительства Павленский создал онлайн-журнал «Политическая пропаганда». Первую широкую известность «художник» получил, проведя одиночный пикет в поддержку богохульниц из «Бешенства матки». Он зашил нитками рот и с лозунгом  «Выступление «Pussy Riot» было переигрыванием знаменитой акции Иисуса Христа. (Мф. 21:12-13)» полтора часа стоял у Казанского храма в Санкт-Петербурге. Сотрудники полиции вызвали «Скорую», чтобы его проверили на психиатрическую вменяемость. Однако «акциониста» признали здоровым и отправили домой.

«Полиция долго не понимала, что делать. Потом вызвали «скорую», чтоб отправить меня на психиатрическую экспертизу. Повезли в городскую больницу № 17 на окраину. Там мне расшили рот и раны обработали. Говорить я мог с трудом, но двух минут общения со мной доктору было достаточно, чтобы понять: я психически адекватный человек. Меня тут же отпустили, пошел по своим делам».


Позже Павленский не без удовольствия рассказывал, что его зашитый рот был демонстрацией того, как живется художнику в современной России, где якобы – повсюду жесточайшая цензура и запрещена гласность: «Это единственный способ показать ситуацию, в которой находится художник в современной России. У нас сейчас запрет на гласность и ужесточение цензуры. И каждое открытое высказывание вызывает наказание. И диалог с властями невозможен. Нам зашивают рот! Мне претит запуганность общества, массовая паранойя, проявления которой я вижу повсюду».

После этой выходки журнал «Артгид» внес Павленского в список самых влиятельных фигур в российском искусстве.

Следующую «акцию протеста» он провел 3 мая 2013 г. Павленский снял с себя всю одежду (и с тех пор в обнаженном виде митинговал подозрительно часто), а его помощники обернули его в колючую проволоку. «Мероприятие» должно было символизировать «невыносимость законов в России» и проходило возле здания Заксобрания: «Череда законов, направленных на подавление гражданской активности, запугивание населения, неуклонно растущее число политзаключённых, законы об НКО, законы 18+, цензорские законы, активность Роскомнадзора, законы о пропаганде гомосексуализма, всё это – законы не против криминала, а против людей. Ну и последний закон об оскорблении чувств верующих. Поэтому я провёл такую акцию. Человеческое тело – голое, как туша, на нём ничего нет, вокруг него проволока, изобретённая для охраны домашнего скота. Эти законы, как проволока, удерживают людей в индивидуальных загонах: все преследования политических активистов, «узников 6-го мая», государственные репрессии – и есть метафора этого загона из колючей проволоки. Всё это делается, чтобы превратить людей в надёжно охраняемый безвольный скот, который может только потреблять, работать и размножаться».


Действо у здания Заксобрания длилось не более 20 минут, после чего  сотрудники полиции освободили его с помощью садовых ножниц и увели от стыда подальше.

В том же году Павленский отправился в Москву, где прибил свою мошонку к брусчатке Красной площади. «Дома я репетировал, как быстрее сбросить одежду. Моя основная задача состояла в том, чтобы быстрее раздеться, а остальное – это уже дело техники. Дело в том, что, если бы я просто приспустил штаны и начал осуществлять свой план – это не произвело бы должного эффекта. Люди подумали бы: ну сидит себе человек на площади и сидит. Одежда могла исказить смысл акции – я ведь хотел показать этим, что у людей все отбирают. Мне непонятно, почему происходит урезание средств у народа, зато силовые структуры буквально обогащаются. Информацию я собирал из разных источников. Например, в метро часто натыкаюсь на плакаты: «Объявлен набор в службы полиции». Не понаслышке знаю, что у полицейских с каждым годом растут зарплаты. Выходит, государство делает основной упор на силовые структуры? В таком случае мы скоро будем жить в полицейском государстве? Вот я против этого!».


Павленский был доставлен в здание полиции, а позже — мирового суда. Однако все завершилось составлением протокола о мелком хулиганстве.

В феврале 2014 г. он открыто выступил в поддержку государственного переворота на Украине. Вместе с четырьмя помощниками они провели акцию «Свобода» на Малом Конюшенном мосту, где жгли покрышки и били палками по железу, воспроизводя «звук, характерный для Майдана». Над горящим мостом развевались флаги Украины и черный флаг анархистов. «Горящие покрышки, флаги Украины, черные флаги и грохот ударов по железу — это песня освобождения и революции. Майдан необратимо распространяется и проникает в сердце Империи. Борьба с имперским шовинизмом продолжается», - комментировал Павленский.

В октябре 2014 г. Павленский, сидя голым на заборе института психиатрии им. Сербского в Москве, отрезал себе ножом мочку правого уха. Как он сам утверждал, эти действия были совершены для того, чтобы обратить внимание общественности на «применение государством карательной психиатрии».

Судя по тому, что он снова был признан вменяемым, ничего подобного в России не происходит.


Вообще, беззубость государственной системы, неспособность её изолировать или обезвредить Павленского очень похожа на глупость или предательство.

Почувствовав безнаказанность, «художник» окончательно слетел с катушек: 9 ноября 2015 г. он облил бензином двери первого подъезда, ведущего в здание ФСБ, и поджег их. Было возбуждено уголовное дело по статье «Вандализм». Павленский в зале суда попросил переквалифицировать дело по статье «Терроризм» (давайте не забывать, что первые его проекты открыто осуществлялись на польские деньги). В течении трех месяцев из этой «акции» извлекалась политическая польза — в поддержку «акциониста» собирали подписи художники, галеристы и критики, всюду высказываясь, что поджог дверей государственного здания — это просто такой вид искусства. В итоге Павленскому присудили штраф в 500 тыс. рублей, а приговор звучал как «нанесение вреда объекту культурного наследия».


Интересно, что причина отъезда экстемиста из России никак не была связана с политикой: Павленский и его жена спасались от возбуждения уголовного дела по вполне себе криминальной статье. Следователи подозревали пару в насильственных действиях сексуального характера в отношении актрисы «Театра.doc». Кроме того, художник якобы избил одного из актеров того же театра.

В мае 2017 г. Павленский получил политическое убежище во Франции. Здесь с ним сначала носились, как с «жертвой режима Путина», проводили для него мероприятия, собирали театры и издавали книги.

Однако Павленский особенной благодарности не проявил. Он влился в анархическую тусовку и 16 октября 2017 г. совершил поджог здания банка Франции, разразившись в сетях антиглобалистскими постами. Интересно, что во Франции долго не думали и приговорили Павленского к году тюремного заключения плюс двум годам условно.

Сейчас Павленский живет как мелкий преступник в одном из парижских сквотов: «Мы ассимилировались и идентифицируем себя с французами, поэтому живем мы как французы: не работаем и не платим. Допустим, дом, в котором мы сидим — мы его захватили... Еду мы берем в магазинах. Здесь охрана не очень внимательна. Слабо охраняется и контролируется транспорт».

Иногда он выполняет откровенно коммерческие заказы. Так, его использовали, чтобы с помощью сексуального скандала «обнулить» кандидата в мэры Парижа Бенджамина Гриво. Для этого он применил провокацию — его нынешняя подруга записала, как занимается с ничего не подозревающим политиком «сексом на расстоянии».

В целом Павленский во Франции продемонстрировал, что является эксгибиционистом, склонным к насилию и имеющим комплекс Герострата. На данный момент его уже неоднократно судили, в том числе за нападение с применением оружия.

Не забывает он и о «украинском вопросе»: «Я высказался о ситуации ещё в 2014 году. Устроив событие «Свобода» в Петербурге, когда попытался «перенести» туда киевский Майдан. Я художник, у меня нет политического мнения. Я не политический аналитик. Что я лично думаю о происходящем на Украине? Это время Гойи, чтобы понять, что я имею в виду, всем советую смотреть гравюры и живопись Гойи о бедствиях войны. Нужно больше думать о его работах и представлять то, что он называл «гулом ада». Если люди будут это делать, то в этом будет больше пользы, чем в том, если они будут заниматься политической аналитикой».

Высказывания Павленского, как и его действия, со всей очевидностью дают понять, что человек болен. При этом он явно получал откровенное удовольствие, действуя против русских и российского государства. И главный вопрос — почему оно не захотело себя защитить, практически бессильно наблюдая за поведением распоясавшегося психа? Хотелось бы верить, что из этой ситуации сделаны соответствующие выводы.


Но сам «художник» закончит однозначно плохо, в какой бы стране он ни оказался. И есть даже что-то справедливое в том, что он свалился на голову русофобствующим французам.